Высокоскоростная магистраль может всё-таки пройти по Новгородской области
Правительство РФ 31 августа 2011 года выпустило распоряжение №1522-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта». В соответствии с ним, Минтранс, Минэкономразвития и Минфин России, с участием ОАО "Российские железные дороги" и госкорпорации «Внешэкономбанк», должны уже к концу сентября представить в правительство доклад с предложениями по поводу строительства новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
До конца 2011 года предполагается определить перечень «необходимых мероприятий по резервированию, кадастровым работам, подготовке к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков», а также подготовить предложения по финансированию работ, связанных с резервированием и изъятием этих участков. Кроме того, до конца 2011 года предполагается решить вопросы, связанные с техническим и кадровым обеспечением строительства высокоскоростной железной дороги.
Как пишет «Лесной форум Гринпис России»: «Это уже не первая попытка строительства высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Первой афере со строительством этой дороги скоро исполнится двадцать лет - 13 сентября 1991 года Б.Н.Ельцин подписал указ № 120 "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Петербург - Москва". Вскоре после этого институтом Ленгипротранс был разработан проект строительства такой дороги - абсолютно новой, независимой от существующей Октябрьской (Николаевской) магистрали, проходящей из Москвы в Санкт-Петербург через Тверь и Великий Новгород с минимальным количеством станций. Дорогу предполагалось проложить через ряд особо охраняемых природных территорий, объектов большой природной или историко-культурной ценности, в связи с чем проект вызвал активное противодействие со стороны природоохранных и научных организаций.
Тем не менее, для реализации этого проекта было создано специальное РАО ВСМ (российское акционерное общество «Высокоскоростная магистраль»), которому была передана для строительства дороги основная часть необходимых земель. РАО «ВСМ» выкопало в Санкт-Петербурге огромный котлован рядом с Московским вокзалом (якобы под строительство нового вокзала специально для новой железной дороги), после чего скоропостижно обанкротилось. Этот котлован на протяжении многих лет оставался единственным памятником прошлой афере со строительством новой железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Он получил всемирную известность как «самая дорогая в мире яма». Впоследствии на его месте был построен торговый центр. Сколько было украдено денег налогоплательщиков в ходе предыдущей аферы со строительством ВСМ - до сих пор точно неизвестно (расходы на копание одной только ямы около Московского вокзала в Санкт-Петербурге оценивались примерно в 400 млн долларов США). Никто из высокопоставленных руководителей государства за ту аферу ответственности не понес, что, впрочем, вполне соответствует сложившимся традициям.
Новую дорогу предполагается построить по совершенно новому проекту (детали пока неизвестны). По предварительной информации, протяженность новой дороги должна составить около 660 километров, ориентировочный срок окончания строительства - 2017 год (чтобы успеть к предполагаемому чемпионату мира по футболу). Почти наверняка правительство постарается выбрать такой вариант прокладки трассы, который в основном пройдет по лесам и особо охраняемым природным территориям - как по наиболее бесхозным в нашей стране землям. Будет ли дорога на самом деле построена, неизвестно, но можно не сомневаться в том, что бюджетные деньги и земельные участки будут потрачены и изъяты в полном объеме».