Транспортный налог с большегрузов могут отменить
Президент России Владимир Путин впервые высказался публично на тему дорожного сбора с большегрузов, против которого дальнобойщики протестуют уже месяц. На итоговой годовой пресс-конференции Путин не только посочувствовал «работягам», которые «вкалывают» за рулем, но и предложил вариант улаживания конфликта — проверить, если надо, систему «Платон» на предмет обоснованности расценок и прозрачности финансовых потоков (это может сделать Счетная палата) и отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. «Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время — в начале года — это сделает», — сказал президент.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, заявление президента ложится в старую стратегию: он не уступает давлению, а оптимизирует. «Новый налог для большегрузов он оставляет, но снимает транспортный. Это выглядит компромиссом, но не уступкой, такой психологический парадокс», — говорит политолог. Он отмечает, что у российской власти есть некий принцип: отступать она не имеет права, но должна находить способы договариваться на другом поле.
Дальнобойщики требуют полной отмены системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Акции протеста начались 11 ноября, за четыре дня до введения системы «Платон», и с тех пор, по подсчетам РБК, прошли как минимум в 24 регионах России. В Подмосковье бастующие водители сформировали два основных лагеря — на 91-м километре Каширского шоссе и у торгового центра «Мега Химки». Изначально они планировали провести всероссийскую акцию протеста, перекрыв МКАД 30 ноября. Однако впоследствии протестующие решили, что будут действовать строго в рамках закона и останутся на своих стоянках, где их могут найти журналисты.
Кое-чего они уже добились: 15 декабря президент подписал указ, многократно снижающий размеры штрафов за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам. За первое подобное нарушение штраф составит 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Ранее размеры штрафов за неоплату проезда составляли 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное.
Напомним, что транспортный налог, который может быть отменен для большегрузов, был введен в 2003 году. В соответствии с Бюджетным кодексом 100% поступлений от него подлежит перечислению в региональные бюджеты. В январе—октябре 2015 года, согласно статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления от транспортного налога выросли на 35,7% (год к году) и составили 120,6 млрд руб. Из этой суммы большая часть — 93 млрд руб. — это поступления от физлиц, а от юрлиц — только 27,6 млрд.
Сборы транспортного налога обеспечивают в среднем 1,5% собственных доходов консолидированных региональных бюджетов (бюджетов регионов с учетом муниципалитетов). Максимальная доля транспортного налога в структуре доходов — в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), а в доходах Москвы и Санкт-Петербурга, для сравнения, — 1 и 1,8%, говорит заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Из этих регионов самыми проблемными (по соотношению долга и собственных доходов) он называет Вологодскую и Новгородскую области — у них задолженность превышает 75% собственных доходов.
Президент России Владимир Путин впервые высказался публично на тему дорожного сбора с большегрузов, против которого дальнобойщики протестуют уже месяц. На итоговой годовой пресс-конференции Путин не только посочувствовал «работягам», которые «вкалывают» за рулем, но и предложил вариант улаживания конфликта — проверить, если надо, систему «Платон» на предмет обоснованности расценок и прозрачности финансовых потоков (это может сделать Счетная палата) и отменить транспортный налог с тяжелых грузовиков. «Хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время — в начале года — это сделает», — сказал президент.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, заявление президента ложится в старую стратегию: он не уступает давлению, а оптимизирует. «Новый налог для большегрузов он оставляет, но снимает транспортный. Это выглядит компромиссом, но не уступкой, такой психологический парадокс», — говорит политолог. Он отмечает, что у российской власти есть некий принцип: отступать она не имеет права, но должна находить способы договариваться на другом поле.
Дальнобойщики требуют полной отмены системы взимания платы с грузовиков весом более 12 т за проезд по федеральным трассам. Акции протеста начались 11 ноября, за четыре дня до введения системы «Платон», и с тех пор, по подсчетам РБК, прошли как минимум в 24 регионах России. В Подмосковье бастующие водители сформировали два основных лагеря — на 91-м километре Каширского шоссе и у торгового центра «Мега Химки». Изначально они планировали провести всероссийскую акцию протеста, перекрыв МКАД 30 ноября. Однако впоследствии протестующие решили, что будут действовать строго в рамках закона и останутся на своих стоянках, где их могут найти журналисты.
Кое-чего они уже добились: 15 декабря президент подписал указ, многократно снижающий размеры штрафов за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам. За первое подобное нарушение штраф составит 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Ранее размеры штрафов за неоплату проезда составляли 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное.
Напомним, что транспортный налог, который может быть отменен для большегрузов, был введен в 2003 году. В соответствии с Бюджетным кодексом 100% поступлений от него подлежит перечислению в региональные бюджеты. В январе—октябре 2015 года, согласно статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), поступления от транспортного налога выросли на 35,7% (год к году) и составили 120,6 млрд руб. Из этой суммы большая часть — 93 млрд руб. — это поступления от физлиц, а от юрлиц — только 27,6 млрд.
Сборы транспортного налога обеспечивают в среднем 1,5% собственных доходов консолидированных региональных бюджетов (бюджетов регионов с учетом муниципалитетов). Максимальная доля транспортного налога в структуре доходов — в Московской, Вологодской, Новгородской, Владимирской областях (около 3%), а в доходах Москвы и Санкт-Петербурга, для сравнения, — 1 и 1,8%, говорит заместитель директора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов. Из этих регионов самыми проблемными (по соотношению долга и собственных доходов) он называет Вологодскую и Новгородскую области — у них задолженность превышает 75% собственных доходов.