Брешь в банкирской обороне
Банкирам нынче тяжко, как рыбе тяжко в глухозимье— Высший арбитражный суд признал незаконными все комиссии, Роспотребнадзор и Антимонопольная служба активно следят за соблюдением прав заемщиков, а сами клиенты по каждому поводу идут судиться. Но почему тогда многие банки упрямо стоят на своем и как ни в чем не бывало продолжают взимать дополнительные сборы?
Глухая банковская оборона начала рушиться в 2009 году, когда Высший арбитражный суд (ВАС) поставил комиссию за открытие и введение ссудного счета вне закона. По логике людей в мантиях, данная услуга является прямой обязанностью банкиров, а значит и брать за нее деньги те не имеют права. В аналогичном духе ВАС отозвался и о комиссии за выдачу кредита. Последней пала комиссия за досрочное погашение, завершив тем самым банковский разгром.
Хотя до полной победы еще далеко, поскольку многие банки никак не отреагировали на происходящие события. На своих сайтах они продолжают открыто заявлять, что берут комиссии. Например, РайффайзенБанк за выдачу кредита на новый автомобиль взимает комисиию в 200 долларов или 5,5 тыс. рублей.
Альфа-банк, выдавая потребкредит, сообщает, что комиссия за обслуживание текущего кредитного счета колеблется от 0 до 1,99% от первоначальной суммы кредита ежемесячно. В Номос-банке единовременная плата за выдачу и обслуживание кредита по ипотеке составит 1% от суммы кредита.
«Несмотря на сложившуюся судебную практику и закон о защите прав потребителей, банки продолжают взимать комиссию за пользование кредитом, навязывать доп.услуги, потому что выдача кредитов - это прибыльный бизнес», - говорит Банк.ru управляющий партнер «Юрконсалт» Антон Сорвачев.
По его словам, сегодня банки не выдают кредиты, а продают их, наживаясь на доверчивости получателей кредитов и их юридической неподкованности, также на руку сотрудникам банков играет русская национальная черта - верить на слово и не вчитываться в "формальные бумажки".
Старший юрист арбитражной группы VEGAS LEX Юрий Сбитнев дает несколькой объяснений, почему банки продолжают взимать комиссии. Во-первых, не каждый заемщик будет оспаривать комиссии в суде, поскольку можно больше потратить времени и сил, чем в итоге заработать.
«Во-вторых, на практике не все суды общей юрисдикции принимают во внимание правовую позицию Высшего арбитражного суда РФ, поскольку его разъяснения необязательны для судов общей юрисдикции, где в действительности рассматриваются споры граждан-заемщиков с банками» - подчеркнул специалист. Кроме того, банкиры совсем не боятся штрафов Роспотребнадзора, так как они незначительные.
Представители кредитных организаций признают, что комиссии остаются важным элементом заработка. «Для некоторых игроков проще пока реагировать на конкретные обращения, чем сразу изменить структуру продуктов и, возможно, лишиться комиссионной составляющей», - говорит в интервью Банк.ru вице-президент Первого Республиканского Банка Дмитрий Орлов. «Мы не применяли практику дополнительных комиссий, однако еще в прошлом году отменили моратории на досрочное погашение по сроку и отказались от ограничения минимальной суммы досрочного погашения», - добавил специалист.
Портфельный менеджер департамента розничного кредитования Бинбанка Вячеслав Пантелеев рассказывает, что их банк отказался от комиссий за предоставление кредита в первой половине 2010 года, а комиссии за сопровождение кредита и досрочное погашение были отменены еще раньше. «Действительно, есть ряд банков, которые отказались в полной мере от комиссий, но не все. В любом случае тенденция к отмене таких комиссий банками идет полным ходом», - полагает эксперт.
По мнению Антона Сорвачева из «Юрконсалт» «комиссионную» практику банков можно переломить только массовыми обращениями в суды. «Нужно сделать так, чтобы банкам было не выгодно нарушать наши права и обманывать потребителей кредитов», - заключил он.