Торговые сети дышат на ладан?
На рынке торговых центров свободных площадей много, а магазинов становится все меньше. Торговые сети не открывают новых торговых точек, а то и вовсе уходят с российского рынка.
По данным компании JLL, за два года в Москве настроили огромное количество торговых площадей (больше 1 миллиона кв.м). Но все торговые центры открывались полупустыми. Исключение – обновленный Центральный детский магазин на Лубянке.
Эксперты Knight Frank рассказали, что сегодня в столице пустует около 700 тысяч кв.м площадей в торговых центрах. Иконстатируют: из ТЦ уходят не только арендаторы, но и покупатели.
Арендаторов пугает состояние российской экономики, переживающей глубочайший спад, а также высокие арендные ставки. Традиционно во многих ТЦ плата за аренду выставлялась в валюте. При растущем курсе доллара и евро магазинам это стало крайне невыгодно. Сейчас многие владельцы вынуждены переходить к расчетам в рублях.
Тем не менее, международные сети Adidas, Stockmann, Gloria Jeans, Incity объявили о сокращении магазинов в Москве. Приостановили развитие BNS Group (бренды Calvin Klein и Armani Jeans), рассматривают возможность уйти с российского рынка Lindex, Herve Leger, Camaieu.
Посещаемость торговых центров тоже не радует. В предновогоднюю неделю, на которую приходится пик продаж, в магазины пришло на 20% меньше посетителей, чем два года назад (по данным Watcom). В новогодние каникулы снижение продолжилось – клиентов было еще меньше.
Для крупных (якорных) арендаторов арендные ставки составляет в среднем 13-15 тыс. рублей за 1 кв. м в год, а для арендаторов торговых галерей - 40-45 тыс. рублей за 1 кв. м в год. В торговых комплексах, которые продолжают удерживать ставки в валюте – 1,5 тысячи долларов за 1 кв.м в год.
Как нас подталкивают к совершению покупок?
В торговых центрах основными «магнитами», которые привлекают посетителей, остаются гастрономы и супермаркеты, магазины товаров для детей, развлекательные объекты (кинотеатры, кафе). Также привлекают покупателей авторские бутики и новые сети общественного питания.
Чтобы заполнить пустые площади владельцам ТЦ приходится осваивать непривычные форматы или привлекать нестандартных арендаторов.
Илья Фокин, директор департамента брокериджа NAI Becar, рассказал, что в торговых центрах стала увеличиваться доля развлекательных, общественных, спортивных объектов. Хотя раньше этих операторов жаловали далеко не все владельцы, поскольку они занимают большие площади, а арендные ставки у них невысоки.
Эксперты признают: доходы покупателей падают и позволяют им довольствоваться лишь повседневными тратами. Отсюда и запустение в больших торговых центрах.
Теперь покупатели все чаще отовариваются в небольших районных ТЦ – там посещаемость как раз выросла. Следом за покупателями туда стремятся и торговые сети, закрывая невыгодные точки в больших торговых центрах.
Маленькие ТЦ ориентированы на жителей соседних домов и их повседневные нужды. Обычно там есть и продуктовый магазин, и магазин товаров для детей, и небольшая галерея с магазинами одежды и обуви, и маленькая развлекательная зона с фуд-кортом.
Но расстраиваться рано, время гигантских и раскрученных торговых центров еще не прошло. По данным Inventive Retail Group, успешность торгового центра – это правильный подбор магазинов. Если набор арендаторов слабый, то даже несмотря на близость к дому люди в этот ТЦ не пойдут. Они поедут в привычные большие центры с полным набором знакомых и нужных им магазинов.
Антон Свешников