о компании

|

расценки

|

контакты

ПОИСК

каталог предприятий Новгородской области


Рекламировать медицину можно, но с оглядкой на закон

В рамках  специализированной выставки «Дни красоты и здоровья, спорта и отдыха», организованной Новгородской торгово-промышленной палатой, для новгородского бизнеса прошла практическая конференция, посвященная поправкам в федеральный закон «О рекламе».

Врачи, профессионалы рекламного бизнеса, представители средств массовой информации и просто интересующиеся собрались в небольшом зале, чтобы услышать разъяснения Ильи Курикова - заместителя руководителя УФАС по Новгородской области - о том, какие же сведения о медицинских услугах и изделиях медтехники все-таки можно публиковать, а какие придется из рекламных объявлений исключить. Для начала, чиновник ответил на ряд интересующих граждан вопросов, заранее направленных в УФАС. Среди них были следующие:

«Относится ли оказание ветеринарных услуг к услугам медицинского характера»?

- Нет, не относится. В России утверждена номенклатура медицинских услуг, есть соответствующий перечень, в законе прямо определено понятие. Никаких услуг ветеринарии в этот перечень не входит; есть специальный закон «О ветеринарии».

 «Можно ли рекламировать сами клиники и медицинские центры»?

- Да, можно. Понятие медицинской деятельности шире, чем понятие медицинской услуги. В соответствии с ч.8 ст. 24 ФЗ «О рекламе», в России реклама последних фактически под запретом. С разъяснениями ФАС на этот счет можно ознакомиться на официальном сайте ведомства (http://www.fas.gov.ru/, вкладка: «контроль рекламной деятельности»), и, основываясь на законодательстве и соответствующих разъяснениях, следует сделать вывод, что клиники рекламировать можно. А вот, например, рекламный текст: «Стоматологическая клиника осуществляет протезирование, лечение кариеса и так далее» - не допускается.

«Можно ли написать в рекламном объявлении: «Врач-терапевт осуществляет прием пациентов по конкретному адресу»?

- Мнение центрального аппарата ФАС РФ - нельзя, поскольку таким объявлением создается образ медицинского работника, а образ врача может создаваться только в рекламе медицинской деятельности. Это очень странное мнение, а официальных разъяснений еще нет.

«Кто несет ответственность за нарушения: рекламодатель или рекламораспространитель»?

- И рекламодатель, и рекламораспространитель несут ответственность, что связано не с содержанием рекламы, а с местом ее размещения. Предположительно, определяющими будут договорные отношения между рекламодателем и рекламораспространителем, но, поскольку контролирующий орган обычно не в курсе отношений между тем и другим, то ответственность будет нести именно рекламораспространитель. Так, в Новгородской области уже зафиксировано два случая нарушения ч.8 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», и в одном из договоров прямо указана ответственность рекламораспространителя.

«Следует ли к рекламе разного рода гадалок, народных целителей и прочих «предсказателей в седьмом поколении» применять те же правила»?

- Следует руководствоваться ст. 5 ФЗ «О рекламе»: реклама должна быть добросовестной и достоверной. Специальных требований к рекламе оккультных услуг не применяется (в соответствии с разъяснением ФАС России №АД/51199/13 от 17.12.2013 года).

«В номенклатуре 2011 года к медицинским услугам отнесены также методы профилактики, диагностики и лечения. Допустим, в рекламном объявлении присутствует формулировка: «Лечение варикозного расширения вен без операции», которая в номенклатуре отсутствует. Как такая формулировка будет восприниматься Федеральной антимонопольной службой?

- Вовсе необязательно, чтобы наименование медицинской услуги совпадало с перечнем до запятой, и в приведенном вами примере реклама будет признана ненадлежащей.

«ЦГКБ (Центральная городская клиническая больница) периодически раздает населению листовки с призывом пройти диспансеризацию, а диспансеризация входит в перечень медицинских услуг. То есть, и больницу будете штрафовать»?

- Да, будем штрафовать.

Зал разразился аплодисментами и хохотом. Похоже, и сам контролирующий орган не вполне представляет, как правильно реагировать на столь значительные изменения в законодательстве, ожидая разъяснений центрального аппарата ФАС РФ. В действительности, в регионах царят разброд и шатания: где-то изменения в закон «О рекламе» сочли технической ошибкой, а в Воронежской области, например, региональное УФАС заявило, что по своей инициативе не будет возбуждать дела из-за нарушений ч.8 ст.24 ФЗ «О рекламе». Представитель УФАС по Новгородской области в ходе конференции заверил, что дела по формальным признакам вышеуказанных нарушений будут инициироваться только по заявлениям граждан и организаций о фактах нарушения. Участники конференции, опасающиеся серьезных штрафов, поинтересовались, можно ли согласовывать рекламные тексты с ФАС, на что получили отрицательный ответ: консультации по рекламным материалам и их согласование не входят в полномочия ведомства, а для этих целей проще и эффективнее нанять юриста.

Впрочем, существует немало возможностей обойти закон, воспользовавшись существующими в нем лазейками: так, спорным и неоднозначным является вопрос об ответственности блогеров и владельцев интернет-ресурсов, не являющихся СМИ, которые размещают сведения о медицинских услугах. Информация, размещенная в телефонных службах и на справочных порталах, а также на вывесках организаций, не подпадает под изменения в законе, поэтому ее можно смело размещать. Аналогичным образом допустимо указывать виды деятельности в соответствии с ОКВЭД и наименование организации; если же такое наименование неинформативно, то следует уточнять (например, ООО «Звезда» занимается оказанием услуг МРТ-диагностики - рекламная продукция этой организации может содержать формулировку: «Центр диагностики ООО «Звезда», но не «центр МРТ-диагностики»).

Обобщая сказанное, Илья Куриков высказал общие пожелания: тщательно избегать конкретики; уведомлять рекламодателя о том, что СМИ, в котором он намеревается опубликовать рекламу медицинских услуг, не является специализированным изданием; прописывать ответственность в договорах, а о своем недовольстве новыми формулировками в законе сообщать в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.

© 2011-2018 Бизнес-Новгород