о компании

|

расценки

|

контакты

ПОИСК

деловое интернет-издание

Рыбный двор, ЗАО

Вернуть Новгороду славу рыбной столицы

Прослышав об открытие в Новгороде нового рыбоконсервного производства, маститые экономисты качали головами: мол, чистейшей воды авантюризм. Дело в том, что подобное производство существовало в Новгороде еще с незапамятных советских времен. Строили его не по плохому проекту, где были учтены все мелочи: от причала с собственной флотилией малых судов до автономного производства металлических банок. Но, к сожалению, завод не смог вписаться в рыночные отношения и обанкротился. И предпосылок организации нового профильного производства тогда, в 1999 году, не было. Однако группа частных лиц, несмотря на порой яростное противодействие, все же решила открыть новое рыбоконсервное производство. Генератором проекта стал С.Д. Хитров. Сегодня многие считают, что именно благодаря организаторским талантам Хитрова и поддержке основного держателя акций, петербургского ООО «Интеграл Плюс», ЗАО «Рыбный Двор» не просто состоялось, но и стало одним из крупнейших рыбоперерабатыва-
ющих предприятий материковой России.

Генеральный директор ЗАО «Рыбный Двор» С. Д. Хитров родился в 1950 году. Тяжесть крестьянского труда познал еще в школе, на полях и виноградниках всесоюзно известного винсовхоза. Но первую половину жизни посвятил учительству, слыл лучшим историком в области. Однако совхозу-миллионеру нужны были грамотные специалисты, поэтому С.Д. Хитров заочно поступает в сельхозинститут. Его настойчивость, приобретенные знания и умение работать неоднократно отмечались руководством. За несколько лет Станислав Дмитриевич прошел все ступеньки карьерного роста, от помощника бригадира по учету до первого заместителя президента агропромобъединения.

В 1996 году ставший к тому времени крупным экономистом и хозяйственником С.Д. Хитров переезжает в Новгород. Однако к идее открыть в городе на Волхове пришел не сразу. Вначале осваивал систему розничной торговли. Потом создал собственное предприятие – ООО «Нива» по продаже яиц. Деловой напор и энергия Хитрова были замечены руководством Новгородской области и вскоре ему предложили должность исполнительного директора новгородского рыбозавода. Но завод заработал и дал прибыль шишь тогда, когда Хитров, по предложению партнеров из Санкт-Петербурга перевозит из Пскова в Новгород современную линию по производству консервов.

Так в Великом Новгороде появилось ЗАО «Рыбный двор», а С.Д. Хитров стал его генеральным директором.

Что подтверждает тот факт, что только за первые пять лет своей деятельности предприятие освоило более 10% российского рынка рыбных консервов. Специалисты скрупулезно просчитали, что ЗАО «Рыбный двор» входит в пятерку наиболее динамично развивающихся предприятий Новгородской области. Сегодня на трех линиях завода ежесуточно перерабатывается свыше 30 (?) тонн рыбы, а в месяц выпускается более 5 млн банок консервов 38 наименований под торговой маркой «Толстый боцман» (брэнд принадлежит ООО «Интеграл Плюс»).

Но процесс становления шел далеко не по ковровой дорожке. С Хитровым на новое производство пришли 64 работника старого новгородского рыбозавода. Эта группа опытных специалистов и запустила производство. Первый год работы «Рыбного двора» был, конечно, самым трудным. Но перспективы будущего производства оценила питерская фирма «Интеграл Плюс».

«Тогда, в 2000 году, наша компания уже стала известным оптовым покупателем и продавцом исключительно рыбных консервов, – рассказывает генеральный директор ООО «Интеграл Плюс» Елена Березовская. – Но рынок диктовал следующий шаг: либо приобретать собственную розничную торговлю, либо заниматься производством. Мы остановились на втором». В результате «Интеграл Плюс» становится владельцем контрольного пакета ак-
ций новгородского завода. Благодаря энтузиазму коллектива «Рыбного двора» в сочетании с финансовой поддержкой и опытом продаж «Интеграл Плюс» первых результатов удалось достичь быстро. За короткий промежуток времени новгородский завод достиг значительного рубежа – стал выпускать мил-
лион условных банок в месяц. Успех воодушевил всех, было решено работать над дальнейшим увеличением объемов производства. Тем более что компания «Интеграл Плюс» взяла на себя всю реализацию. Продажи пошли успешно, спрос опережал производство. Новгородские консервы под брэндом «Толстый боцман» начали приобретать ведущие торговые сети обеих столиц – «Лента», «Метро», «Пятерочка», «Копеечка». Значительно вырос оборот,
появилась прибыль. Но главное – «Рыбный двор» отныне мог сконцентрировать все силы только на производстве и наращивании объемов.

Но поступательному развитию предприятия мешала невозможность разместить агрегаты в соответствии с жесткими требованиями к пищевому предприятию. Территория «Рыбного двора» – менее 2 га полезной площади (для сравнения: старый новгородский рыбозавод занимал больше 20 га), поэтому, чтобы поставить вторую линию, коллективу завода пришлось отстраивать второй этаж. Туда перенесли лабораторию, соусоварочный участок и бытовые помещения. Через некоторое время в другом крыле основного здания сумели выделить помещение и для третьей линии.

«Если две первые у нас полуавтоматизированные, там фасовка происходит вручную, то третья – полностью автоматизирована, что, конечно, намного компактнее», – рассказывает С.Д. Хитров. Эти преобразования поменяли статус предприятия, коллектив которого возрос до 400 человек. Линии запущены круглосуточно, люди трудятся в четыре смены, выпуская в месяц уже миллионы банок рыбных консервов.

«Сегодня, когда наш главный конкурент на Северо-Западе, комбинат «Пищевик», испытывает трудности (в советское время это предприятие выпускало до 8 млн банок рыбных консервов в месяц), можно смело сказать, что четверть продаж рыбных консервов на питерском рынке принадлежит нам», – не без гордости говорит Станислав Дмитриевич. Елена Березовская полностью согласна с этой оценкой, считая, что «Рыбный двор» еще не исчерпал всех резервов. «Сегодня производство у нас расширилось, к новгородскому комбинату добавились еще два, в Мурманске и Пскове, где под маркой «Толстый боцман» выпускаются консервы в основном из атлантической рыбы, – рассказывает Березовская, – но 70% всех консервов продолжает выпускать «Рыбный двор».

Конечно, всех секретов успеха завода в Великом Новгороде никто не откроет. Но Станислав Хитров отмечает, что благодаря четкой организации производства и быстрому внедрению новых технологий себестоимость новгородских консервов значительно ниже, чем у конкурентов. По некоторым позициям эта разница достигает одного рубля. «Именно по этой причине рыбокомбинаты в Усть-Луге, Петрозаводске или Приморске нам не конкуренты, – считает Хитров. – Пока нельзя сбрасывать со счетов пару-другую заводов в Калининградской области, но только потому, что там оффшор. Если поставить нас в равные условия – они проиграют». Слова генерального директора подтверждают факты.

Например, «Рыбный двор» первым на Северо-Западе стал фасовать консервы в алюминиевую тару, первым перешел на банку в 230 г (классика была – 250 г). Быстро среагировал на потребность рынка и начал использовать маленькие упаковки (по 6 и 12 банок), что удобно для продавцов. Три года назад на производстве освоили и банку с ключом. Но главное, конечно, содержимое. О своевременной и выгодной покупке сырья в основном заботится «Интеграл Плюс», который имеет давно налаженные связи с продавцами свежей рыбы. Поэтому ЗАО «Рыбный двор» перерабатывает рыбу и морепродукты, поставляемые из самых отдаленных уголков нашей страны и зарубежья. Например, деликатесная рыба идет с Камчатки, ряпушка – из Лабытнанги, судак и щука – с казахстанского Балхаша, Ильменя, Ладоги, морская капуста – с Сахалина. Кстати, именно опыт продаж «Интеграла» дает возможность четко отслеживать сезонные колебания, чтобы заблаговременно к ним подготовиться. Во время летнего отдыха, когда люди едут в походы и на дачи, дети уезжают в лагеря, хорошо продаются томатные консервы, и цеха «Рыбного двора» нацеливаются на эту группу. Натуральная рыба в масле, а также шпроты в чести к осени, и к этому времени производство перенастраивают.

По оценкам специалистов, консервация шпрот – наиболее сложное производство. Если раньше новгородцы делали шпроты из полуфабрикатов, то с запуском нового оборудования им по силам стал весь процесс. А оборудование недешевое: один автоклав стоит 138 тыс. евро. «Поэтому многое делали сами, – рассказывает Станислав Хитров. – И получилось. Например, изготовили фасовочный транспортер, оказалось – не хуже фирменного». Правда, генеральный директор «Рыбного двора» не считает это лучшим выходом, просто прибалтийские фирмы, которые сегодня являются монополистами по продаже шпротного оборудования, в последнее время сильно взвинтили цены. Несмотря на то, что каждый квадратный метр на предприятии учтен, задействованы последние резервы территории, оно будет развиваться и в дальнейшем. «Без тары никуда, говорит Хитров, – так что будем развивать собственное тарное производство. Тем более, что тара занимает четвертую часть в себестоимости рыбных консервов».

Долгое время новгородцы сотрудничали с Дмитровским опытным заводом алюминиевой консервной ленты (ДОЗАКЛ), теперь к этому поставщику прибавилась питерская фирма «Сант ПЛЮС», а также ряд компаний из Белоруссии. Имея собственное баночное производство, себестоимость банки можно снизить в два, а то и три раза.

Все линии предприятия работают круглосуточно, останавливаясь только на «технический час». Ресурс агрегатов, по сегодняшним объемам производства на «Рыбном дворе», не так уж и велик. Например, закаточная машина рассчитана на 6 млн банок, а потом требуется капитальный ремонт. Администрация материально стимулирует работу механиков и наладчиков, которые всегда готовы исправить практически любую поломку. Сегодня технические службы «Рыбного двора» имеют на собственном складе всю комплектацию для любого ремонта, поэтому могут буквально за пару часов устранить возникшую неисправность.

Руководство завода считает, что за дальнейшим техническим вооружением предприятия должен последовать выход на высшие евростандарты. Тем более что после вступления нашей страны в ВТО, они будут востребованы и в России. Конечно, получение таких сертификатов потребует значительных
затрат, но, по словам Хитрова, лучше начинать это делать сейчас, чтобы подниматься постепенно, чем потом пытаться вскарабкаться на отвесную стену. ЗАО «Рыбный двор» – предприятие рентабельное, и хотя этот показатель едва превышает 3%, уже можно говорить, что дела у новгородских рыбопереработчиков идут неплохо. Растет и выручка от продаж, которая уже перевалила за 150 млн. Станислав Хитров говорит, что «Рыбный двор» выигрывает благодаря сотрудничеству с компанией «Интеграл Плюс», в лице которой он нашел не только рачительного собственника, но и незаменимого помощника и ответственного компаньона. Безрыбье предприятию не грозит, считают как в Великом Новгороде, так и в Санкт-Петербурге.

© 2011-2024 Бизнес-Новгород