о компании

|

расценки

|

контакты

ПОИСК

деловое интернет-издание


Экономист Михаил Хазин: выход из кризиса

Оптимисты учат английский, пессимисты — китайский,

а реалисты — автомат Калашникова. Вот я — реалист…

 

 На днях в Великом Новгороде прошел мастер-класс для новгородского бизнеса от известного российского экономиста, руководителя консалтинговой компании «Неокон» Михаила Хазина, предсказавшего дефолт 98-го года и нынешний кризис.  Главная мысль, которую хотел донести и, думается, донес до новгородцев экономист — кризис только начинается и бизнесу необходима грамотная тактика руководителя.

Первый час своего времени московский эксперт посвятил ответам на вопросы журналистов, а после бизнес-ланча с новгородскими предпринимателями в течение трех часов выступал в качестве лектора по теории кризиса и отвечал на практические вопросы от бизнесменов.

Неуслышанный пророк?

Быть пророком, неуслышанным в своем Отечестве, по словам Хазина — это довольно естественно — Любая государственная система в любое время, какая бы ни была она по устройству: от монархической до псевдодемократической («псевдо» потому,  что демократии я в жизни не видел никогда, и как только кто-то начинает об этом говорить, у меня сразу же возникает вопрос: а кто за это платит?) жутко консервативна.  Проблема в том, что система очень болезненно воспринимает любые попытки ее куда-то сдвинуть, даже если они основаны на реальных аргументах.  Весь фокус состоит в том, что никто ничего менять не хочет и любая попытка объяснить, что все это скоро закончится, что что-то делается неправильно, начинает восприниматься, как попытка занять их место. 

Мы не хотим слушать, что будет что-то плохое. И поэтому единственная реакция – опровержение. Так, в 2005 году я сказал о том, что готовится новый дефолт, и две недели после этого Кудрин давал по 2 интервью в день, объясняя, что дефолт невозможен. В декабре 2008 года я назвал очень большой ошибкой то, что мы не додевальвировали рубль, (иначе, если бы мы его додевальвировали, у нас бы не было спада в 2008 году). А в 2009 году Кудрин признал эту ошибку…

О кризисе практически запрещено говорить… а прошло 10 лет после того, как мы впервые о нем заявили (теория кризиса в 2001 году появилась). Книга вышла в 2003 году. Причем там все описано: явление, которое носит сегодня название «валютные войны», мы описали как «парад девальваций». Все процессы пойдут…

Проблемы у всех будут одни и те же. Главная из них — это бюджет, социальные программы и проблема №2 — безработица. Пока все это держится на высоких ценах на нефть, а цены будут падать.

А что с этим делать? Мы разработали целую программу по развитию малого бизнеса. У государства, в данном случае у региональных властей, денег все меньше, и, понимая, что одним бюджетным потоком безработицу не удержать, нужно развивать малый бизнес. Но проблема состоит в том, что в нашей стране чиновничество рассматривает малый бизнес как место для кормления и, мягко говоря, его не поддерживает. Альтернатива примечательная: народ будет выходить на площади и говорить: «отдайте нам нефть». Это будет большая проблема.

Инвестора нужно уметь привлечь

 — Есть еще одна тема — это привлечение иностранных инвестиций, которая станет актуальной. У вас уже был губернатор (Михаил Прусак - прим. редакции), у которого это было «фишкой», но ровно в тот момент, когда это было бессмысленно: когда Россия целиком, и Новгород в частности, для иностранного инвестора были неинтересны  в принципе. Зато сегодня ситуация меняется — на фоне экономического кризиса объектов, куда можно инвестировать, становится все меньше, а денег все больше и больше. Любой инвестор четко понимает, что нужно  что-то искать, в противном случае его деньги исчезнут. А все типовые методы привлечения инвестиций сегодня не работают (попытка разговаривать с инвестором так, как это делалось 5 лет назад, не приведет к желаемому результату).

Кризис под запретом

Модели нашей экономики, по которой работает вся система, получены из МВФ и они согласованы с мировой системой: если в мире запрещено говорить о кризисе, то и в России запрещено говорить о кризисе. И эти модели тщательно скрывают сам факт этого кризиса. Мы в компании «Неокон» эту ситуацию изучали и выяснили: все эти макроэкономические модели апеллируют к прошлому. Логика в них такая: если вы идете по дороге, то ваш следующий шаг будет такой же, как и все предыдущие. Вывод: ни ямы, ни стенку эти модели предсказать не могут в принципе, потому что их не было. Если мы жили на протяжении долгих лет в ощущении роста, то, значит, эти модели предсказывают рост, даже если реально — спад. Конечно, потом задним числом они видят небольшой спад, но этот спад они тут же интерпретируют как начало роста.

Новгородские власти заявляли этим летом, что дно кризиса пройдено…

— Я этого не вижу. Кризис еще не закончился: он, по большому счету, еще и не начинался. Все наше счастье произошло по одной простой причине: в сентябре 2008 года Соединенные Штаты Америки начали денежную накачку, которая сначала 2009 года  привела к росту цен на нефть. Бюджет у нас дефицитный по-прежнему, с социальными программами у нас проблемы. А вы считаете, что сокращение выплат по бюллетеням от хорошей жизни? А увеличение пенсионного возраста?

Мы уже давно не являемся самостоятельным игроком, мы — щепка, которую несет поток, мы можем попасть водоворот или в тихую гавань и 3 месяца-полгода нам будет хорошо.  Но, в целом, когда я вижу принятие закона по сокращению выплат по бюллетеням, я очень хорошо понимаю, что это плохо.

Падать мы будем (мировая экономика и мы вместе с ней) 5-8 лет до дна. Теоретически это может произойти и быстрее, если ситуация сорвется в пике. А дальше мы будем сидеть на дне. Вспомните начало 1990-ых годов: каждый год был хуже предыдущего.

Основная проблема в том, что меняются правила игры: люди, которых учили, как руководить в условиях того капитализма, они больше не работают. И большая часть банкротств, глупостей, будет делаться не потому, что меняются внешние условия, а потому, что допускаются ошибки людьми, которые не готовы к новой ситуации: сейчас нужно радикально менять подход к ведению бизнеса, управлению, контролю над персоналом.

«Утекшие мозги» вернутся

По мнению Хазина, в условиях острого кризиса очень много людей будут вынуждены вернуться на Родину, потому что «чужих» будут увольнять.

— А у нас — непаханое поле,  целые сектора экономики, которые просто отсутствуют, в основном, конечно, обслуживающие.

Оптимисты учат английский, пессимисты — китайский, а реалисты — автомат Калашникова. Вот я — реалист, и считаю, что  рассчитывать на то, что придут китайцы и всех накормят, пускай рисом, очень наивно. К тому же, для себя китайцы уже решили, что им Австралия нравится больше, чем Сибирь. А вообще, надо заметить, что у нас есть проблемы: люди у нас разучились работать. И все хотят на халяву получить много денег. Разумеется, глядя на многих наших чиновников, про которых точно известно, что они ничего делать не могут и не хотят, но, тем не менее, живут очень хорошо, у людей пропадает желание работать. Но есть у меня подозрение, что чиновникам в ближайшие годы станет жить менее сладко, чем раньше, что я могу только приветствовать.

Приватный политпрогноз

Любопытно, что Михаил Хазин во время приватного обеда с новгородским бизнесом сделал прогноз, не касающийся экономики. Так, через два года «придет кто-то третий, не Вова и не Дима», какой-то очень жесткий человек, который будет связан с тоталитаризмом, типа «ньюСталин» и, скорее всего, народ его поддержит, так как люди уже готовы и хотят жесткой руки. А вот в США Барак Обама проиграет на выборах, к власти придут республиканцы.

Не закончились политические прогнозы и на самом мастер-классе: Третьей Мировой не будет, так как любая война — это сокращение спроса. По этой причине большой войны не будет, могут быть мелкие конфликты.

— Основная проблема в условиях кризиса будет состоять в том, что меняется кардинально модель ведения бизнеса и управления. В условиях кризиса нужно не прибыль получать, а рынки захватывать — прибыль придет потом. Плюс, инвесторов будет много больше, чем проектов, которые им можно предложить. Если вы сегодня найдете проект, по которому четко понятно, что он будет давать прибыль через три года, у вас все шансы быть в шоколаде. Разумеется, в России инвесторов мало, как и «длинных денег» - все они в офшорах.

Жизнь у нас наступает сложная, но интересная. В условиях кризиса человек инициативный выигрывает у того, кто очень умный, но сидит тихо в своей норке.

Важно понимать, что тот, кто правильно ведет бизнес, ему в кризис живется легче, а не труднее. Если компания выживет в кризис, после ей будет гораздо легче: рынок расширяется, конкурентов становится меньше,  клиенты разорившихся конкурентов переходят к  оставшимся.

© 2011-2024 Бизнес-Новгород