о компании

|

расценки

|

контакты

ПОИСК

деловое интернет-издание


Идея есть, а денег нет?

 

Как часто приходится слышать, что хорошая бизнес-идея может свернуть горы. Обычно после этого идет длинный список крутых бизнесменов, которые сейчас владеют миллиардами, а начинали все со сборки компьютеров в отцовском гараже. Примеры, безусловно, вдохновляющие, но главное их предназначение – не дать в руки готовый инструмент, а поддерживать надежду, когда она уже готова испустить последний вздох.

Итак, с чего все обычно начинается? Есть идея, но нет денег. Ситуация банальна до безобразия. Хочется с этим что-то делать, но непонятно, что и как. Напрашивается очевидный ответ – нужно где-то эти самые деньги взять. Степень драматичности последующих мытарств зависит от того, на что именно нужны дензнаки. Если это start-up, у которого, кроме воодушевления его создателя, ничего больше нет – то это, пожалуй, самый неблагоприятный сценарий. Из нуля получается ноль, и с этим ничего не поделаешь. Пытаться привлечь инвестиции, при этом не вложив совсем уж ни копейки – дело почти обреченное на провал, если конечно, речь не идет о виртуозном таланте самопродажи.

Любые инвесторы крайне скептически относятся к заявкам, не имеющим под собой никакой материальной базы. Нет смысла говорить о многомиллионных займах – это уже уровень среднего бизнеса, который развивается по своим законам. При отсутствии связей  поиск инвестора с лишним миллионом долларов только под бизнес-план – задача амбициозная, но совсем уж убийственная. Так, что если вы не обласканы вниманием коммерческих или партийных структур, лучше начинать с малого.

Банки. Несмотря на то, что банки располагают внушительным штатом аналитиков, оценивается не столько оригинальность предложенной идеи, сколько риски потерь в отсутствие финансового залога. Т.е. если start-up оформляется как юридическое лицо с грошовым уставным фондом (если это ООО), то рассчитывать на благосклонность банковских структур не приходится. Как это ни парадоксально, оформить кредит на себя как на физическое лицо намного проще, чем на юридическое. Степень риска зависит от суммы, которая требуется. Если достаточно потребительского кредита, то здесь особых проблем возникнуть не должно – конечно, при условии, что имеются легальные подтверждаемые доходы. Если требуется сумма побольше, то придется позаботиться о залоге или поручителях. Риск здесь возрастает в геометрической прогрессии. С одной стороны, это плохо – никто не хочет остаться у разбитого корыта, с другой стороны в этой ситуации есть свои плюсы. Когда начинаешь бизнес на чужие деньги, то легче поверить в безумные идеи и позволить себе неоправданные расходы. Когда же приходится расплачиваться из собственного кармана, это действует очень отрезвляюще, десять раз подумаешь, прежде чем браться за создание собственного дела.

Если средства требуются на развитие уже существующего бизнеса, то ситуация немного легче. Как правило, банки выдают деньги под залог имущества фирмы, и здесь главная головная боль состоит не в том, как получить средства, а как запустить их в оборот и избежать подводных камней по ходу дела.

Лизинг. Если для start-up требуется покупка оборудования, то его можно приобрести в лизинг. Но здесь опять-таки требуется первоначальный взнос, что возвращает нас либо к банковскому кредиту, либо к иным способам добывания денег. В конце концов, даже Стив Джобс (вечная память этому гению современности) для покупки деталей для первой партии компьютеров продал отцовскую машину. Так что и нам не зазорно.

Программы господдержки. Несмотря на полную маразматичность отечественной системы господдержки бизнеса и отсутствие цивилизованных и прозрачных правил, эта система иногда выдает перлы, которые можно использовать к собственной выгоде. Например, официально провозглашенная программа поддержки малого бизнеса, реализуемая во многих регионах, оказалась непродуктивной не из-за отсутствия денег, а по причине малого количества подаваемых заявок. В результате для того чтобы освоить выделенные средства и отчитаться перед вышестоящими властями, финансировались совершенно убогие бизнес-планы, называемые таковыми только по соответствию формальным признакам. Реализация этой программы проходила при практически нулевой информированности ее потенциальных «пользователей» – малых предпринимателей. В результате получилось то, что получилось.

Конкурсы и гранты. Время от времени отечественные и зарубежные организации проводят открытые конкурсы, победители которых получают финансовую поддержку. Например, такой «благотворительностью» промышляют «Промсвязьбанк», «ВТБ», различные общественные организации вроде «Опоры России». Но и здесь есть свои подводные камни. Чаще всего, к подаваемым заявкам предъявляются жесткие требования с точки зрения их соответствия либо «социальной направленности» либо еще каким-либо заморочкам, которые провозглашаются приоритетными в n-ом году. Т.е нужно понимать, что подобные организации не являются грантодателями на регулярной основе. Это скорее ситуативные акции, вписанные в общую программу позиционирования крупных игроков на финансовом рынке или известных общественных и партийных структур. Но, тем не менее, пренебрегать такими «случайными» инвесторами не стоит, из них тоже может выйти толк.

 «Бизнес-ангелы» и венчурные фонды. Первые – это частные инвесторы, хотя и они могут обладать собственными фондами. Вторые – это юридические лица, источники средств которых весьма разнообразны (финансирование государства, привлеченные средства юридических и физических лиц). Например, в России крупнейший венчурный фонд «Российская венчурная компания» является государственным. Что их объединяет, так это то, что на западе они давно превратились в мощный финансовый институт по поддержке молодых предпринимателей. Но у бизнес-ангелов и венчурных фондов есть своя специфика – как правило, они работают на рынке высокотехнологичных проектов (IT-индустрия – электроника и программное обеспечение; наукоемкие технологии в строительстве и производстве потребительских товаров и т д.).  Не зря в США бизнес-ангелы и венчуры расцвели вместе с Силиконовой долиной. Так что если нужны деньги на открытие колбасного ларька, то про этот источник финансирования лучше забыть. Если же вы гениальный изобретатель/программист и вообще дарование, то для претворения в жизнь собственных идей для начала все равно придется постараться, хотя бы на этапе подготовки бизнес-плана и инвестиционного предложения.

Бумажная работа. Разработка бизнес-плана – это начальный этап по привлечению инвестиций. Бизнес-план предназначен, прежде всего, для менеджмента компании, для инвестора он ценен  с той точки зрения, что позволяет понять, насколько адекватно «проситель» представляет себе работу на том или рынке с тем или иным продуктом. Инвестиционное предложение имеет более специфичную цель, поскольку ориентировано только на инвестора, соответственно призвано описать не столько организационную «кухню», сколько очертить перспективы компании, возможности выхода на определенные финансовые показатели.

Инвестиционное предложение имеет следующую структуру:

- история компании и собственность;

- продукты и/или услуги;

- опыт работы управленческой команды в данном бизнесе;

- возможности получения прибыли, есть ли потенциал роста рынка и на какую его долю можно рассчитывать, конкурентные преимущества компании;

- стратегический план развития компания;

- факторы риска и стратегия снижения рисков;

- текущее финансовое положение и прогноз будущего финансового состояния;

- потребность в финансировании, варианты выхода инвестора из проекта;

- резюме.

Инвестиционное предложение и тщательно продуманный бизнес-план – это базовые документы, которые необходимы для продвижения своего проекта. При их отсутствии или ненадлежащем качестве потенциальный инвестор, скорее всего, не станет с вами связываться, поскольку будет невозможно оценить степень рентабельности предлагаемого проекта. Нет конкретики – нет денег. Даже прекрасная и воодушевляющая презентация не спасет в этом случае. Кстати, о презентациях: слайдовые презентации, как это ни странно, обычно воспринимаются негативно. Лучше доказывать свою правоту у флипчарта с маркерами в руках. Но в любом случае, даже если удастся произвести впечатление на потенциального инвестора, без пакета документов не обойтись.

Рога и копыта. Некоторые компании позиционируют себя как инвестиционных посредников, обещая найти того заветного миллионера, который вложит деньги в ваш бизнес. Прежде чем вестись на подобные обещания, нужно помнить о том, что у нас в России система инвестиционного посредничества находится в зачаточном состоянии: нет устойчивого рынка компаний, предлагающих подобные услуги, нет профессионального кодекса и «корпоративных» правил игры, даже нет рейтингов подобных организаций. Так что в 99,9%  случаев, если вы натыкаетесь на такую услугу, то это, скорее всего, мошенничество, и вас либо попросят авансом проплатить какие-то мифические услуги или выслать бизнес-план.

Инвестиционная деятельность, в том числе инвестиционное посредничество или бизнес-брокеридж, может быть одним из направлений деятельности крупных финансовых организаций (банки, инвестиционные фонды). Здесь все надежно, но речь идет уже не о start-up, а о реально работающих компаниях с высоким годовым оборотом. С малым бизнесом солидные организации связываться не будут, зато аферистов найдется предостаточно. Так что всегда полезно помнить – охота за бесплатным сыром до добра не доводит.

Оксана Андрющенко

 

© 2011-2024 Бизнес-Новгород